Кручение стержня круглого поперечного сечения. Связь между напряжениями и крутящим моментом.
Кручение - такой вид нагружения, при котором в поперечном сечении стержня возникает только крутящий момент (Mz / Mк).
Кручение вызывается:
1) сосредоточенным моментом вокруг оси стержня;
М - внешний момент; Мк - внутренний силовой фактор.
2) распределенным моментом вокруг оси z;
Распределенный момент возникает:
а) при передаче момента по длине;
б) при передаче момента с помощью сил трения.
3) любой поперечной нагрузкой приложенной не по оси стержня.
Данное нагружение - поперечный изгиб и кручение.
Основные гипотезы:
1) Плоские сечения. При кручении стержня круглого поперечного сечения, каждое сечение поворачивается как жесткое целое в своей плоскости на некоторый угол вокруг оси z. Это означает, что все точки сечения в процессе деформирования отаются в одной плоскости, а ось z при кручении не меняет своей геометрии.
2) В поперечном сечении при кручении возникают только касательные напряжения. Эта гипотеза выполняется всегда при свободном кручении.
В каждой точке поперечного сечения возникает напряженное состояние чистого сдвига.
Геометрические соотношения при кручении.
Рассмотрим стержень длиной dz и радиусом R, нагруженный крутящим моментом Мк.
По гипотезе 1, сечение II повернется вокруг оси z относительно сечения I на некоторый угол .
Вырежем из стержня трубку радиусом r и толщиной dr и рассмотрим ее подробнее.
AB || z
Дуга , с другой стороны
, следовательно
, т.е.
(деформация сдвига).
Из рисунка видно, что при перемещении точки В, образующая АВ сдвигается.
Введем величину - относительный угол закручивания (крутка).
Для каждого сечения величины и
являются постоянными.
Связь между напряжениями () и крутящим моментом (Мк).
о=0
- полярный момент сопротивления